суботу, 25 квітня 2015 р.

Туризм на домашньому пулі.

 Премьерный клубный выезд Doroga.UA сезона 2015 начался… со снегопада. За окном гостиницы «Боршна», вместо обещанного синоптиками солнца с переменной облачностью, сутра валил реальный снегопад. И это в начале апреля! Как тут не вспомнить весну 2013 года с ее снежным катаклизмом, заставившим нас впервые в истории Украинского клуба автотуристов Doroga.UA перенести объявленный клубный выезд.

На этот раз небеса проявили к нам снисходительность, ограничившись прохладой и сыростью. А сугробы быстро растаяли, еще до того, как караван из 7 машин (8-я присоединилась позже) стартовал от кафе «Самовар» на въезде в Прилуки со стороны Киева. На всех хватило и опознавательных наклеек, и портативных раций, и программок с информацией о предстоящем маршруте.
Начало было мокрым. Прилукский дом культуры, он же Театр БродскогоТеатр начинается с вешалки, а Прилуки начинаются с театра. Им же и заканчиваются. Так решили организаторы и привели колонну на Театральную площадь. А там нас уже поджидал бронзовый Николай Яковченко, тот самый Прокоп Свиридович Серко из «За двумя зайцами». А возле него – всеведающий Игорь Павлюченко, прилукский краевед и один из инициаторов установки памятника знаменитому прилучанину. Популярность и народную любовь к актеру Игорь объяснил тем, что его образы всегда были приземленными и далекими от официоза. Да и сам он был известным балагуром и выпивохой, понятным простым и народным. «Чрезмерная трезвость иссушает душу», – эти слова приписывают Николаю Яковченко.
Театр, в котором почти сто лет назад дебютировал Яковченко, теперь называется Городским домом культуры, или просто ГДК. Но строился он именно как помещение для театральных постановок. Такое увлечение имел прилукский предприниматель Мордехай Бродский. Весь свой капитал он вложил в нарядное кирпичное здание театра, которому позавидовали бы многие губернские центры. Это масштабное, но, увы, мало перспективное с коммерческой точки зрения предприятие обанкротило Мордехая, и достраивать здание пришлось уже советской власти. Этот зал тогда входил в десятку лучших в Украине по акустическим данным. К сожалению, акустику несколько снизила лепнина на потолке, появившаяся после недавней реставрации.
Внутри дом культуры выглядит настоящим театромОбо всем этом нам рассказал нынешний директор ГДК Артем Анищенко. Молодой театральный режиссер с опытом работы в харьковском театре «Березиль» у знаменитого Андрея Жолдака вернулся в Прилуки, чтобы и здесь возродить профессиональный театр. Такой, какой играл на прилукских подмостках до 1947 года. Его наибольший расцвет пришелся на время немецкой оккупации, когда репертуар был исключительно украинским. Это его и погубило – главрежа за это репрессировали, а труппу распустили. С тех пор в городе действовал только аматорский театр «Рампа» с набором классических постановок. Теперь появился «Новый театр» Артема Анищенко. Правда, мы попали не на его спектакль, которые пока идут редко, а на гастрольное выступление труппы недавних выпускников столичного института им. Карпенко-Карого с премьерой на большой сцене. Но это вечером…
Краеведческий музейА пока мы продолжили знакомство с городом в Краеведческом музее. В отличие от большинства аналогичных районных учреждений, прилукский музей производит приятное впечатление качеством экспозиции, несколькими уникальными экспонатами, вроде седла гетмана Данилы Апостола или бревна из частокола Прилуцкой крепости, а также манекенами волосатых кроманьонцев, чубатых казаков и Григория Павловича Галагана в натуральную величину.
Спасо-Преображенский собор и Николаевская церковь-колокольняКстати, о Галаганах. Этот старинный казацкий род оказал огромное влияние на историю города. Самые древние сохранившиеся здесь каменные сооружения – Спасо-Преображенский собор, церковь-колокольня Св. Николая и здание полковой казны, которые мы осмотрели во время экскурсии по Старому городу, – все они построены на средства прилуцкого полковника Игнатия Галагана. Его потомки также были богатыми и влиятельными, при этом много меценатствовали. Говорят, что постройкой храмов и учебных заведений они пытались замолить страшный грех Игнатия Ивановича. Ведь свою должность и богатство он получил не за доблести в боях, а в обмен на предательство гетмана Ивана Мазепы, когда перешел на сторону Петра I и принял участие в разгроме Чертомлыцкой Сечи, указав неприятелю тайные ходы. За это казаки-характерники прокляли весь его род до седьмого колена. Когда внезапно умер юный Павел Галаган, который был как раз седьмым в роду, династия Галаганов на этом действительно прервалась.
Обед в ХрущевкеА мы пока сделаем небольшой перерывчик на обед. Ресторан «Хрущевка» – это тоже своеобразная достопримечательность Прилук, настоящий музей советского периода. Тут все оформлено красными флагами, кумачовыми транспарантами, поучительными плакатами и ностальгическими грубоватыми вещицами – продукцией советской легкой промышленности. Сервису «Хрущевки» ставим твердую пятерку – отработали быстро и четко, в том числе и по замене пересоленных салатов.
Собор РОждества БогородицыРесторанчик расположен в двух шагах от Старого города, сразу за недостроенной триумфальной аркой, которая, по идее, должна символизировать въезд в средневековую часть Прилук. Этот проект года три года назад начал финансировать современный меценат Юрий Коптев, уроженец Прилук и директор успешной московской строительной компании «ДОН-строй». Кризис и война пока мешают ему завершить строительство, но за предыдущие годы он и так успел сделать для Прилук немало. Благодаря его участию теперь так приятно гулять по мощеным центральным улицам, площадями скверам города, любоваться новыми памятниками, ходить по музеям. Реконструкцию Театральной площади и памятник Яковченко, кстати, тоже профинансировал он.
Спасо-Преображенский соборПолковая казнаПамятник Святой Троице
Вот мы и вернулись к театру, с которого начался этот экскурсионный день. И пока до начала спектакля оставалось время, заглянули в тренировочный зал Прилукцого казацкого куреня им. И. Серко. А там – юный казачата вертят саблями и булавами, демонстрируют элементы рукопашного боя, ходят по гвоздям и битому стеклу, и все это под патриотичные кричалки. Так в Прилуках воспитывают новое поколение защитников отечества, которому, дай Бог, не доведется применить свои навыки на практике, как многим прошлым и нынешним казакам. Спасибо куренному атаману Роману Зинченко за познавательный рассказ о казацких традициях!

Мина МазайлоНу а в конце был спектакль – «Мина Мазайло» Николая Кулиша, а, точнее, «неистовая комедия», как сказано в программке. Действительно, комедия получилась немного бешенной. Молодые режиссеры-выпускники, работающие в творческом объединении «Вільні» под руководством своих бывших преподавателей Виталия Савчука и Василия Ветра, в качесте актеров на сцене выкладывались по полной, иногда даже немного перегибая с эксперементальнми формами. Было действительно смешно, своременно и довольно актуально. Удивительно, что бурные дискуссии на тему «украинизация vs русификация» почти столетие назад шли даже в среде украинских коммунистов. Причем официальная политика украинизации вроде бы даже побеждала, но русификация тем временем подкрадывалась изподволь. Чтобы получить больше карьерных перспектив, надо было заиметь русскую фамилию. Собственно, об этом и пьеса. Теперь я знаю, откуда пошла фраза: «Лучше быть изнасилованной, чем украинизированной».

В общем, было о чем поговорить вечером за столом в уютной «Боршне», которая специально для нашей компании вышла из зимней спячки, натопила номера и наготовила вкусностей. Большое спасибо повару – все было действительно очень вкусно, особенно нежнейший шашлык под красное сухое, а также великолепные блинчики сутра.

Утро второго дня обнадежило ярким солнцем и фактурным небом в белых облаках вперемежку с небольшими тучками. Да, сегодня можно рассчитывать на приятную автопрогулку по окрестностям Прилук.

Троицкий собор Густынского монастыряВербное воскресенье обеспечило аншлаг в Густынском Свято-Троицком монастыре. Не только парковка, но все подъезды были забиты транспортом прилучан и жителей окрестных районов. Тем не менее, удалось быстро организовать экскурсовода. Матушка София оказалась совсем молодой монашкой. Рассказывала тихо и немного неуверенно, опуская «скользкие темы». Например, о том, что основателем монастыря следует по праву считать князя Михаила Корибута Вишневецкого, который активно участвовал в подготовке польско-украинского похода на Москву, успешно завершившегося воцарением на московском троне польского ставленника Лжедмитрия I.
Первым это труднодоступное место между изгибом русла речки Удай и болотом облюбовал киево-печерский монах Иоасаф, один из основателей ныне несуществующего, но небезызвестного Межигорского монастыря под Киевом. Неоднократно густынская святыня оказывалась на грани уничтожения, но всякий раз находились выдающиеся люди, благодаря которым обитель возрождалась: митрополиты, гетманы, князья. Так, пятиглавая белокаменная Троицкая церковь отстроена на личные средства гетмана Самойловича после большого пожара, уничтожившего все старые деревянные постройки. А после возрождения упраздненного императрицей Екатериной II монастыря его восстанию немало поспособствовал князь Николай Репнин-Волконский, за что его род удостоилась личной усыпальницы на территории обители. Целую галерею надгробных плит мы увидели в подземелье под трапезной. Остался невыясненным только вопрос, было ли у Репниных поместье в районе Прилук, или же усопших специально привозили сюда за 100 км из Яготина.

А пока все были на экскурсии, некоторые успели сбегать за задние ворота монастыря, к мостику через речку на старой прилуцкой дороге, откуда открывается самый выигрышный вид на Густыню.

Дворец Галагана в ДегтяряхДалее был часовой марш-бросок в Дегтяри по оптимальному маршруту через Варву (даже не пытайтесь ехать туда по Сумской трассе через Охиньки и Иванковцы!). Это место также связано с родом Галаганов, у которых было много владений на Черниговщине. Большинство из них полковник Игнатий Галаган приобрел в петровские времена, скупая земли в районе Прилук у разорившихся казаков. Поселок Дегтяри – результат «самозахвата» (впоследствии узаконенного), – стал второй по важности резиденцией полковничьей династии после всем известных Сокиринцев. В 1823 г. здесь поселился Петр Галаган, брат Павла Галагана из Сокиринцев. Строительство своих усадеб братья начали почти одновременно, и даже зодчий у них работал один – Павел Дубровский, главный городской архитектор Киева. Большой барский дом Галагана с двумя флигелями, великолепным садом и огромными оранжереями современники называли одной из лучших помещичьих усадеб Черниговщины. Правда, этот дворец сохранился несколько хуже, чем сокиринский, поскольку Петр Галаган, не имевший детей, изначально завещал усадьбу губернскому земству для устройства учебного заведения.
В перестроенном здании и теперь размещен аграрный лицей. Сопроводить нас на экскурсию по нему собралась целая делегация во главе с поселковым головой Виктором Хропостом. Оказалось, что из оригинальных интерьеров сохранилась только черная лестница. Этнографический музей украинского быта «Берегиня» почему-то находится на втором этаже общежития. Целую дискуссию вызвал вопрос, был ли когда-нибудь центральный корпус дегтяревского дворца двухэтажным. Во всяком случае, на продемонстрированной нам копии старинной гравюры дворец был даже трехэтажный, но явно не тот.
Дворцовые флигели сохранились намного лучше, чем центральный корпусЭкскурсия по усадьбеСкромный этнографический музей
Собор бівшего Ладанского монастыряУдручающее впечатление произвел Ладанский монастырь, в который мы заехали на обратном пути. В советские времена его превратили в завод пожарных машин. Мощное предприятие было, однако – видно по размеру и развитости инфраструктуры поселка Ладан. Строило пожарки для всего Союза. Сейчас перебивается разовыми заказами. Покровский собор, который, судя по проложенным к нему рельсам, служил одним из цехов, сейчас восстанавливается на средства предприятия. Чтобы его увидеть, нужно пообщаться с очень несговорчивой охраной завода.
После обеда в одной из прилукских кафешек выдвигаемся на Киев. Но это еще не финал. Наконец-то появился повод заехать в село Пески – на родину поэта Павла Тычины. Лично я впервые побывал в усадьбе-музее своего выдающегося однофамильца. Восстановленная после войны хатка, надо сказать, очень скромненькая. Музей тоже не блещет уникальными экспонатами. Но интересно было узнать, что Тычина был не только поэтом, но и неплохим художником. Что в молодости на некоторое время поменял свою казацкую фамилию на русифицированный вариант «Тычинин» (как тут не вспомнить вчерашнего Мину Мазайло, пожелавшего стать конъюнктурным Мазениным). И что период его жизни между 1918 годом, когда он издал свои лирические «Солнечные кларнеты», и 1923-м, когда всплыл в Харькове, тогдашней столице Украины, – это какая-то темная страничка в его биографии. Гиды всячески избегали говорить на эту тему, будто вовсе не было этих загадочных годов в жизни поэта, когда он как-то превратился из лирика в «певца нового дня», апологета коммунизма и сталинизма, что обеспечило ему блестящую карьеру вплоть до должности председателя Верховного Совета УССР. Придется сходить в киевский музей Тычины и разузнать поподробнее.
Музей ТычиныИнтерьер хаткиТроицкая церковь, восстановленная церквь на средства немецкого фонда Церкви для Востока
Вот такая неоднозначная получилась поездочка – то снег, то солнце; то красота, то мрачность. Главное, что с приключениями и неожиданностями, чего, как мне кажется, больше всего ожидают от выездов наши одноклубники. С открытием сезона всех!
Премьерный клубный выезд Doroga.UA сезона 2015 начался… со снегопада. За окном гостиницы «Боршна», вместо обещанного синоптиками солнца с переменной облачностью, сутра валил реальный снегопад. И это в начале апреля! Как тут не вспомнить весну 2013 года с ее снежным катаклизмом, заставившим нас впервые в истории Украинского клуба автотуристов Doroga.UA перенести объявленный клубный выезд.
На этот раз небеса проявили к нам снисходительность, ограничившись прохладой и сыростью. А сугробы быстро растаяли, еще до того, как караван из 7 машин (8-я присоединилась позже) стартовал от кафе «Самовар» на въезде в Прилуки со стороны Киева. На всех хватило и опознавательных наклеек, и портативных раций, и программок с информацией о предстоящем маршруте.
Начало было мокрым. Прилукский дом культуры, он же Театр БродскогоТеатр начинается с вешалки, а Прилуки начинаются с театра. Им же и заканчиваются. Так решили организаторы и привели колонну на Театральную площадь. А там нас уже поджидал бронзовый Николай Яковченко, тот самый Прокоп Свиридович Серко из «За двумя зайцами». А возле него – всеведающий Игорь Павлюченко, прилукский краевед и один из инициаторов установки памятника знаменитому прилучанину. Популярность и народную любовь к актеру Игорь объяснил тем, что его образы всегда были приземленными и далекими от официоза. Да и сам он был известным балагуром и выпивохой, понятным простым и народным. «Чрезмерная трезвость иссушает душу», – эти слова приписывают Николаю Яковченко.
Театр, в котором почти сто лет назад дебютировал Яковченко, теперь называется Городским домом культуры, или просто ГДК. Но строился он именно как помещение для театральных постановок. Такое увлечение имел прилукский предприниматель Мордехай Бродский. Весь свой капитал он вложил в нарядное кирпичное здание театра, которому позавидовали бы многие губернские центры. Это масштабное, но, увы, мало перспективное с коммерческой точки зрения предприятие обанкротило Мордехая, и достраивать здание пришлось уже советской власти. Этот зал тогда входил в десятку лучших в Украине по акустическим данным. К сожалению, акустику несколько снизила лепнина на потолке, появившаяся после недавней реставрации.
Внутри дом культуры выглядит настоящим театромОбо всем этом нам рассказал нынешний директор ГДК Артем Анищенко. Молодой театральный режиссер с опытом работы в харьковском театре «Березиль» у знаменитого Андрея Жолдака вернулся в Прилуки, чтобы и здесь возродить профессиональный театр. Такой, какой играл на прилукских подмостках до 1947 года. Его наибольший расцвет пришелся на время немецкой оккупации, когда репертуар был исключительно украинским. Это его и погубило – главрежа за это репрессировали, а труппу распустили. С тех пор в городе действовал только аматорский театр «Рампа» с набором классических постановок. Теперь появился «Новый театр» Артема Анищенко. Правда, мы попали не на его спектакль, которые пока идут редко, а на гастрольное выступление труппы недавних выпускников столичного института им. Карпенко-Карого с премьерой на большой сцене. Но это вечером…
Краеведческий музейА пока мы продолжили знакомство с городом в Краеведческом музее. В отличие от большинства аналогичных районных учреждений, прилукский музей производит приятное впечатление качеством экспозиции, несколькими уникальными экспонатами, вроде седла гетмана Данилы Апостола или бревна из частокола Прилуцкой крепости, а также манекенами волосатых кроманьонцев, чубатых казаков и Григория Павловича Галагана в натуральную величину.
Спасо-Преображенский собор и Николаевская церковь-колокольняКстати, о Галаганах. Этот старинный казацкий род оказал огромное влияние на историю города. Самые древние сохранившиеся здесь каменные сооружения – Спасо-Преображенский собор, церковь-колокольня Св. Николая и здание полковой казны, которые мы осмотрели во время экскурсии по Старому городу, – все они построены на средства прилуцкого полковника Игнатия Галагана. Его потомки также были богатыми и влиятельными, при этом много меценатствовали. Говорят, что постройкой храмов и учебных заведений они пытались замолить страшный грех Игнатия Ивановича. Ведь свою должность и богатство он получил не за доблести в боях, а в обмен на предательство гетмана Ивана Мазепы, когда перешел на сторону Петра I и принял участие в разгроме Чертомлыцкой Сечи, указав неприятелю тайные ходы. За это казаки-характерники прокляли весь его род до седьмого колена. Когда внезапно умер юный Павел Галаган, который был как раз седьмым в роду, династия Галаганов на этом действительно прервалась.
Обед в ХрущевкеА мы пока сделаем небольшой перерывчик на обед. Ресторан «Хрущевка» – это тоже своеобразная достопримечательность Прилук, настоящий музей советского периода. Тут все оформлено красными флагами, кумачовыми транспарантами, поучительными плакатами и ностальгическими грубоватыми вещицами – продукцией советской легкой промышленности. Сервису «Хрущевки» ставим твердую пятерку – отработали быстро и четко, в том числе и по замене пересоленных салатов.
Собор РОждества БогородицыРесторанчик расположен в двух шагах от Старого города, сразу за недостроенной триумфальной аркой, которая, по идее, должна символизировать въезд в средневековую часть Прилук. Этот проект года три года назад начал финансировать современный меценат Юрий Коптев, уроженец Прилук и директор успешной московской строительной компании «ДОН-строй». Кризис и война пока мешают ему завершить строительство, но за предыдущие годы он и так успел сделать для Прилук немало. Благодаря его участию теперь так приятно гулять по мощеным центральным улицам, площадями скверам города, любоваться новыми памятниками, ходить по музеям. Реконструкцию Театральной площади и памятник Яковченко, кстати, тоже профинансировал он.
Спасо-Преображенский соборПолковая казнаПамятник Святой Троице
Вот мы и вернулись к театру, с которого начался этот экскурсионный день. И пока до начала спектакля оставалось время, заглянули в тренировочный зал Прилукцого казацкого куреня им. И. Серко. А там – юный казачата вертят саблями и булавами, демонстрируют элементы рукопашного боя, ходят по гвоздям и битому стеклу, и все это под патриотичные кричалки. Так в Прилуках воспитывают новое поколение защитников отечества, которому, дай Бог, не доведется применить свои навыки на практике, как многим прошлым и нынешним казакам. Спасибо куренному атаману Роману Зинченко за познавательный рассказ о казацких традициях!

Мина МазайлоНу а в конце был спектакль – «Мина Мазайло» Николая Кулиша, а, точнее, «неистовая комедия», как сказано в программке. Действительно, комедия получилась немного бешенной. Молодые режиссеры-выпускники, работающие в творческом объединении «Вільні» под руководством своих бывших преподавателей Виталия Савчука и Василия Ветра, в качесте актеров на сцене выкладывались по полной, иногда даже немного перегибая с эксперементальнми формами. Было действительно смешно, своременно и довольно актуально. Удивительно, что бурные дискуссии на тему «украинизация vs русификация» почти столетие назад шли даже в среде украинских коммунистов. Причем официальная политика украинизации вроде бы даже побеждала, но русификация тем временем подкрадывалась изподволь. Чтобы получить больше карьерных перспектив, надо было заиметь русскую фамилию. Собственно, об этом и пьеса. Теперь я знаю, откуда пошла фраза: «Лучше быть изнасилованной, чем украинизированной».

В общем, было о чем поговорить вечером за столом в уютной «Боршне», которая специально для нашей компании вышла из зимней спячки, натопила номера и наготовила вкусностей. Большое спасибо повару – все было действительно очень вкусно, особенно нежнейший шашлык под красное сухое, а также великолепные блинчики сутра.

Утро второго дня обнадежило ярким солнцем и фактурным небом в белых облаках вперемежку с небольшими тучками. Да, сегодня можно рассчитывать на приятную автопрогулку по окрестностям Прилук.

Троицкий собор Густынского монастыряВербное воскресенье обеспечило аншлаг в Густынском Свято-Троицком монастыре. Не только парковка, но все подъезды были забиты транспортом прилучан и жителей окрестных районов. Тем не менее, удалось быстро организовать экскурсовода. Матушка София оказалась совсем молодой монашкой. Рассказывала тихо и немного неуверенно, опуская «скользкие темы». Например, о том, что основателем монастыря следует по праву считать князя Михаила Корибута Вишневецкого, который активно участвовал в подготовке польско-украинского похода на Москву, успешно завершившегося воцарением на московском троне польского ставленника Лжедмитрия I.
Первым это труднодоступное место между изгибом русла речки Удай и болотом облюбовал киево-печерский монах Иоасаф, один из основателей ныне несуществующего, но небезызвестного Межигорского монастыря под Киевом. Неоднократно густынская святыня оказывалась на грани уничтожения, но всякий раз находились выдающиеся люди, благодаря которым обитель возрождалась: митрополиты, гетманы, князья. Так, пятиглавая белокаменная Троицкая церковь отстроена на личные средства гетмана Самойловича после большого пожара, уничтожившего все старые деревянные постройки. А после возрождения упраздненного императрицей Екатериной II монастыря его восстанию немало поспособствовал князь Николай Репнин-Волконский, за что его род удостоилась личной усыпальницы на территории обители. Целую галерею надгробных плит мы увидели в подземелье под трапезной. Остался невыясненным только вопрос, было ли у Репниных поместье в районе Прилук, или же усопших специально привозили сюда за 100 км из Яготина.

А пока все были на экскурсии, некоторые успели сбегать за задние ворота монастыря, к мостику через речку на старой прилуцкой дороге, откуда открывается самый выигрышный вид на Густыню.

Дворец Галагана в ДегтяряхДалее был часовой марш-бросок в Дегтяри по оптимальному маршруту через Варву (даже не пытайтесь ехать туда по Сумской трассе через Охиньки и Иванковцы!). Это место также связано с родом Галаганов, у которых было много владений на Черниговщине. Большинство из них полковник Игнатий Галаган приобрел в петровские времена, скупая земли в районе Прилук у разорившихся казаков. Поселок Дегтяри – результат «самозахвата» (впоследствии узаконенного), – стал второй по важности резиденцией полковничьей династии после всем известных Сокиринцев. В 1823 г. здесь поселился Петр Галаган, брат Павла Галагана из Сокиринцев. Строительство своих усадеб братья начали почти одновременно, и даже зодчий у них работал один – Павел Дубровский, главный городской архитектор Киева. Большой барский дом Галагана с двумя флигелями, великолепным садом и огромными оранжереями современники называли одной из лучших помещичьих усадеб Черниговщины. Правда, этот дворец сохранился несколько хуже, чем сокиринский, поскольку Петр Галаган, не имевший детей, изначально завещал усадьбу губернскому земству для устройства учебного заведения.
В перестроенном здании и теперь размещен аграрный лицей. Сопроводить нас на экскурсию по нему собралась целая делегация во главе с поселковым головой Виктором Хропостом. Оказалось, что из оригинальных интерьеров сохранилась только черная лестница. Этнографический музей украинского быта «Берегиня» почему-то находится на втором этаже общежития. Целую дискуссию вызвал вопрос, был ли когда-нибудь центральный корпус дегтяревского дворца двухэтажным. Во всяком случае, на продемонстрированной нам копии старинной гравюры дворец был даже трехэтажный, но явно не тот.
Дворцовые флигели сохранились намного лучше, чем центральный корпусЭкскурсия по усадьбеСкромный этнографический музей
Собор бівшего Ладанского монастыряУдручающее впечатление произвел Ладанский монастырь, в который мы заехали на обратном пути. В советские времена его превратили в завод пожарных машин. Мощное предприятие было, однако – видно по размеру и развитости инфраструктуры поселка Ладан. Строило пожарки для всего Союза. Сейчас перебивается разовыми заказами. Покровский собор, который, судя по проложенным к нему рельсам, служил одним из цехов, сейчас восстанавливается на средства предприятия. Чтобы его увидеть, нужно пообщаться с очень несговорчивой охраной завода.
После обеда в одной из прилукских кафешек выдвигаемся на Киев. Но это еще не финал. Наконец-то появился повод заехать в село Пески – на родину поэта Павла Тычины. Лично я впервые побывал в усадьбе-музее своего выдающегося однофамильца. Восстановленная после войны хатка, надо сказать, очень скромненькая. Музей тоже не блещет уникальными экспонатами. Но интересно было узнать, что Тычина был не только поэтом, но и неплохим художником. Что в молодости на некоторое время поменял свою казацкую фамилию на русифицированный вариант «Тычинин» (как тут не вспомнить вчерашнего Мину Мазайло, пожелавшего стать конъюнктурным Мазениным). И что период его жизни между 1918 годом, когда он издал свои лирические «Солнечные кларнеты», и 1923-м, когда всплыл в Харькове, тогдашней столице Украины, – это какая-то темная страничка в его биографии. Гиды всячески избегали говорить на эту тему, будто вовсе не было этих загадочных годов в жизни поэта, когда он как-то превратился из лирика в «певца нового дня», апологета коммунизма и сталинизма, что обеспечило ему блестящую карьеру вплоть до должности председателя Верховного Совета УССР. Придется сходить в киевский музей Тычины и разузнать поподробнее.
Музей ТычиныИнтерьер хаткиТроицкая церковь, восстановленная церквь на средства немецкого фонда Церкви для Востока
Вот такая неоднозначная получилась поездочка – то снег, то солнце; то красота, то мрачность. Главное, что с приключениями и неожиданностями, чего, как мне кажется, больше всего ожидают от выездов наши одноклубники. С открытием сезона всех!
Премьерный клубный выезд Doroga.UA сезона 2015 начался… со снегопада. За окном гостиницы «Боршна», вместо обещанного синоптиками солнца с переменной облачностью, сутра валил реальный снегопад. И это в начале апреля! Как тут не вспомнить весну 2013 года с ее снежным катаклизмом, заставившим нас впервые в истории Украинского клуба автотуристов Doroga.UA перенести объявленный клубный выезд.
На этот раз небеса проявили к нам снисходительность, ограничившись прохладой и сыростью. А сугробы быстро растаяли, еще до того, как караван из 7 машин (8-я присоединилась позже) стартовал от кафе «Самовар» на въезде в Прилуки со стороны Киева. На всех хватило и опознавательных наклеек, и портативных раций, и программок с информацией о предстоящем маршруте.
Начало было мокрым. Прилукский дом культуры, он же Театр БродскогоТеатр начинается с вешалки, а Прилуки начинаются с театра. Им же и заканчиваются. Так решили организаторы и привели колонну на Театральную площадь. А там нас уже поджидал бронзовый Николай Яковченко, тот самый Прокоп Свиридович Серко из «За двумя зайцами». А возле него – всеведающий Игорь Павлюченко, прилукский краевед и один из инициаторов установки памятника знаменитому прилучанину. Популярность и народную любовь к актеру Игорь объяснил тем, что его образы всегда были приземленными и далекими от официоза. Да и сам он был известным балагуром и выпивохой, понятным простым и народным. «Чрезмерная трезвость иссушает душу», – эти слова приписывают Николаю Яковченко.
Театр, в котором почти сто лет назад дебютировал Яковченко, теперь называется Городским домом культуры, или просто ГДК. Но строился он именно как помещение для театральных постановок. Такое увлечение имел прилукский предприниматель Мордехай Бродский. Весь свой капитал он вложил в нарядное кирпичное здание театра, которому позавидовали бы многие губернские центры. Это масштабное, но, увы, мало перспективное с коммерческой точки зрения предприятие обанкротило Мордехая, и достраивать здание пришлось уже советской власти. Этот зал тогда входил в десятку лучших в Украине по акустическим данным. К сожалению, акустику несколько снизила лепнина на потолке, появившаяся после недавней реставрации.
Внутри дом культуры выглядит настоящим театромОбо всем этом нам рассказал нынешний директор ГДК Артем Анищенко. Молодой театральный режиссер с опытом работы в харьковском театре «Березиль» у знаменитого Андрея Жолдака вернулся в Прилуки, чтобы и здесь возродить профессиональный театр. Такой, какой играл на прилукских подмостках до 1947 года. Его наибольший расцвет пришелся на время немецкой оккупации, когда репертуар был исключительно украинским. Это его и погубило – главрежа за это репрессировали, а труппу распустили. С тех пор в городе действовал только аматорский театр «Рампа» с набором классических постановок. Теперь появился «Новый театр» Артема Анищенко. Правда, мы попали не на его спектакль, которые пока идут редко, а на гастрольное выступление труппы недавних выпускников столичного института им. Карпенко-Карого с премьерой на большой сцене. Но это вечером…
Краеведческий музейА пока мы продолжили знакомство с городом в Краеведческом музее. В отличие от большинства аналогичных районных учреждений, прилукский музей производит приятное впечатление качеством экспозиции, несколькими уникальными экспонатами, вроде седла гетмана Данилы Апостола или бревна из частокола Прилуцкой крепости, а также манекенами волосатых кроманьонцев, чубатых казаков и Григория Павловича Галагана в натуральную величину.
Спасо-Преображенский собор и Николаевская церковь-колокольняКстати, о Галаганах. Этот старинный казацкий род оказал огромное влияние на историю города. Самые древние сохранившиеся здесь каменные сооружения – Спасо-Преображенский собор, церковь-колокольня Св. Николая и здание полковой казны, которые мы осмотрели во время экскурсии по Старому городу, – все они построены на средства прилуцкого полковника Игнатия Галагана. Его потомки также были богатыми и влиятельными, при этом много меценатствовали. Говорят, что постройкой храмов и учебных заведений они пытались замолить страшный грех Игнатия Ивановича. Ведь свою должность и богатство он получил не за доблести в боях, а в обмен на предательство гетмана Ивана Мазепы, когда перешел на сторону Петра I и принял участие в разгроме Чертомлыцкой Сечи, указав неприятелю тайные ходы. За это казаки-характерники прокляли весь его род до седьмого колена. Когда внезапно умер юный Павел Галаган, который был как раз седьмым в роду, династия Галаганов на этом действительно прервалась.
Обед в ХрущевкеА мы пока сделаем небольшой перерывчик на обед. Ресторан «Хрущевка» – это тоже своеобразная достопримечательность Прилук, настоящий музей советского периода. Тут все оформлено красными флагами, кумачовыми транспарантами, поучительными плакатами и ностальгическими грубоватыми вещицами – продукцией советской легкой промышленности. Сервису «Хрущевки» ставим твердую пятерку – отработали быстро и четко, в том числе и по замене пересоленных салатов.
Собор РОждества БогородицыРесторанчик расположен в двух шагах от Старого города, сразу за недостроенной триумфальной аркой, которая, по идее, должна символизировать въезд в средневековую часть Прилук. Этот проект года три года назад начал финансировать современный меценат Юрий Коптев, уроженец Прилук и директор успешной московской строительной компании «ДОН-строй». Кризис и война пока мешают ему завершить строительство, но за предыдущие годы он и так успел сделать для Прилук немало. Благодаря его участию теперь так приятно гулять по мощеным центральным улицам, площадями скверам города, любоваться новыми памятниками, ходить по музеям. Реконструкцию Театральной площади и памятник Яковченко, кстати, тоже профинансировал он.
Спасо-Преображенский соборПолковая казнаПамятник Святой Троице
Вот мы и вернулись к театру, с которого начался этот экскурсионный день. И пока до начала спектакля оставалось время, заглянули в тренировочный зал Прилукцого казацкого куреня им. И. Серко. А там – юный казачата вертят саблями и булавами, демонстрируют элементы рукопашного боя, ходят по гвоздям и битому стеклу, и все это под патриотичные кричалки. Так в Прилуках воспитывают новое поколение защитников отечества, которому, дай Бог, не доведется применить свои навыки на практике, как многим прошлым и нынешним казакам. Спасибо куренному атаману Роману Зинченко за познавательный рассказ о казацких традициях!

Мина МазайлоНу а в конце был спектакль – «Мина Мазайло» Николая Кулиша, а, точнее, «неистовая комедия», как сказано в программке. Действительно, комедия получилась немного бешенной. Молодые режиссеры-выпускники, работающие в творческом объединении «Вільні» под руководством своих бывших преподавателей Виталия Савчука и Василия Ветра, в качесте актеров на сцене выкладывались по полной, иногда даже немного перегибая с эксперементальнми формами. Было действительно смешно, своременно и довольно актуально. Удивительно, что бурные дискуссии на тему «украинизация vs русификация» почти столетие назад шли даже в среде украинских коммунистов. Причем официальная политика украинизации вроде бы даже побеждала, но русификация тем временем подкрадывалась изподволь. Чтобы получить больше карьерных перспектив, надо было заиметь русскую фамилию. Собственно, об этом и пьеса. Теперь я знаю, откуда пошла фраза: «Лучше быть изнасилованной, чем украинизированной».

В общем, было о чем поговорить вечером за столом в уютной «Боршне», которая специально для нашей компании вышла из зимней спячки, натопила номера и наготовила вкусностей. Большое спасибо повару – все было действительно очень вкусно, особенно нежнейший шашлык под красное сухое, а также великолепные блинчики сутра.

Утро второго дня обнадежило ярким солнцем и фактурным небом в белых облаках вперемежку с небольшими тучками. Да, сегодня можно рассчитывать на приятную автопрогулку по окрестностям Прилук.

Троицкий собор Густынского монастыряВербное воскресенье обеспечило аншлаг в Густынском Свято-Троицком монастыре. Не только парковка, но все подъезды были забиты транспортом прилучан и жителей окрестных районов. Тем не менее, удалось быстро организовать экскурсовода. Матушка София оказалась совсем молодой монашкой. Рассказывала тихо и немного неуверенно, опуская «скользкие темы». Например, о том, что основателем монастыря следует по праву считать князя Михаила Корибута Вишневецкого, который активно участвовал в подготовке польско-украинского похода на Москву, успешно завершившегося воцарением на московском троне польского ставленника Лжедмитрия I.
Первым это труднодоступное место между изгибом русла речки Удай и болотом облюбовал киево-печерский монах Иоасаф, один из основателей ныне несуществующего, но небезызвестного Межигорского монастыря под Киевом. Неоднократно густынская святыня оказывалась на грани уничтожения, но всякий раз находились выдающиеся люди, благодаря которым обитель возрождалась: митрополиты, гетманы, князья. Так, пятиглавая белокаменная Троицкая церковь отстроена на личные средства гетмана Самойловича после большого пожара, уничтожившего все старые деревянные постройки. А после возрождения упраздненного императрицей Екатериной II монастыря его восстанию немало поспособствовал князь Николай Репнин-Волконский, за что его род удостоилась личной усыпальницы на территории обители. Целую галерею надгробных плит мы увидели в подземелье под трапезной. Остался невыясненным только вопрос, было ли у Репниных поместье в районе Прилук, или же усопших специально привозили сюда за 100 км из Яготина.

А пока все были на экскурсии, некоторые успели сбегать за задние ворота монастыря, к мостику через речку на старой прилуцкой дороге, откуда открывается самый выигрышный вид на Густыню.

Дворец Галагана в ДегтяряхДалее был часовой марш-бросок в Дегтяри по оптимальному маршруту через Варву (даже не пытайтесь ехать туда по Сумской трассе через Охиньки и Иванковцы!). Это место также связано с родом Галаганов, у которых было много владений на Черниговщине. Большинство из них полковник Игнатий Галаган приобрел в петровские времена, скупая земли в районе Прилук у разорившихся казаков. Поселок Дегтяри – результат «самозахвата» (впоследствии узаконенного), – стал второй по важности резиденцией полковничьей династии после всем известных Сокиринцев. В 1823 г. здесь поселился Петр Галаган, брат Павла Галагана из Сокиринцев. Строительство своих усадеб братья начали почти одновременно, и даже зодчий у них работал один – Павел Дубровский, главный городской архитектор Киева. Большой барский дом Галагана с двумя флигелями, великолепным садом и огромными оранжереями современники называли одной из лучших помещичьих усадеб Черниговщины. Правда, этот дворец сохранился несколько хуже, чем сокиринский, поскольку Петр Галаган, не имевший детей, изначально завещал усадьбу губернскому земству для устройства учебного заведения.
В перестроенном здании и теперь размещен аграрный лицей. Сопроводить нас на экскурсию по нему собралась целая делегация во главе с поселковым головой Виктором Хропостом. Оказалось, что из оригинальных интерьеров сохранилась только черная лестница. Этнографический музей украинского быта «Берегиня» почему-то находится на втором этаже общежития. Целую дискуссию вызвал вопрос, был ли когда-нибудь центральный корпус дегтяревского дворца двухэтажным. Во всяком случае, на продемонстрированной нам копии старинной гравюры дворец был даже трехэтажный, но явно не тот.
Дворцовые флигели сохранились намного лучше, чем центральный корпусЭкскурсия по усадьбеСкромный этнографический музей
Собор бівшего Ладанского монастыряУдручающее впечатление произвел Ладанский монастырь, в который мы заехали на обратном пути. В советские времена его превратили в завод пожарных машин. Мощное предприятие было, однако – видно по размеру и развитости инфраструктуры поселка Ладан. Строило пожарки для всего Союза. Сейчас перебивается разовыми заказами. Покровский собор, который, судя по проложенным к нему рельсам, служил одним из цехов, сейчас восстанавливается на средства предприятия. Чтобы его увидеть, нужно пообщаться с очень несговорчивой охраной завода.
После обеда в одной из прилукских кафешек выдвигаемся на Киев. Но это еще не финал. Наконец-то появился повод заехать в село Пески – на родину поэта Павла Тычины. Лично я впервые побывал в усадьбе-музее своего выдающегося однофамильца. Восстановленная после войны хатка, надо сказать, очень скромненькая. Музей тоже не блещет уникальными экспонатами. Но интересно было узнать, что Тычина был не только поэтом, но и неплохим художником. Что в молодости на некоторое время поменял свою казацкую фамилию на русифицированный вариант «Тычинин» (как тут не вспомнить вчерашнего Мину Мазайло, пожелавшего стать конъюнктурным Мазениным). И что период его жизни между 1918 годом, когда он издал свои лирические «Солнечные кларнеты», и 1923-м, когда всплыл в Харькове, тогдашней столице Украины, – это какая-то темная страничка в его биографии. Гиды всячески избегали говорить на эту тему, будто вовсе не было этих загадочных годов в жизни поэта, когда он как-то превратился из лирика в «певца нового дня», апологета коммунизма и сталинизма, что обеспечило ему блестящую карьеру вплоть до должности председателя Верховного Совета УССР. Придется сходить в киевский музей Тычины и разузнать поподробнее.
Музей ТычиныИнтерьер хаткиТроицкая церковь, восстановленная церквь на средства немецкого фонда Церкви для Востока
Вот такая неоднозначная получилась поездочка – то снег, то солнце; то красота, то мрачность. Главное, что с приключениями и неожиданностями, чего, как мне кажется, больше всего ожидают от выездов наши одноклубники. С открытием сезона всех!

Немає коментарів:

Дописати коментар